Портал о недвижимости Метросфера глобальный портал о недвижимости
Подпишитесь на новостную рассылку
отписаться
Объектов недвижимости

Микрорайоны Дзержинского района

Микрорайоны Дзержинского района

Микрорайон Парковый 1 включает в себя 18 улиц: В. Каменского, Вишерская, Верещагинская, Вокзальная, Каменщиков, К. Пожарского, Озёрная, проспект Парковый, Песчанная, Подлесная, Сельская, Слесарная, Строителей, Телеграфная, Трамвайная, Уфалейская, Шпалопропиточная. Структура его жилого фонда: муниципальные дома - 45, ведомственные - 6, частные - 19, ЖСК - 6, ТСЖ - 1.
Микрорайон Парковый 2 включает в себя 20 улиц: 9 января, Алтайская, встречная, Желябова, Заводская, Интернациональная, Куфонина, Мулянская 2-я, Очерская, проспект Парковый, Переселенческая, Подлесная 2-я, Пулемётная, Рыночная, Рыночная 2-я, Спортивная, Строителей, Шпалопропиточная 2-я, Шпальная.
Структура его жилого фонда: муниципальные дома - 71, ведомственные - 3, частные - 39, ЖСК - 7, ТСЖ -1.

Не многие жители Паркового знают, что раньше на территории этого жилого района располагался ряд посёлков. Наиболее крупные и известные среди них Шпальный и Красный Октябрь.
До революции здесь даже образовался целый район, который назывался Балашихинский.
Жаль, что руководство лесокомбината «Красный октябрь» не сохранило музей, созданный в 1982 году Б. Ф. Субботиным. Музей не только хранил в своих стенах всю историю лесокомбината, но и документы, предметы быта и увлечений жителей всего Балашихинского района.
По рассказам старожила Перми Е. И. Балмышевой, раньше территория лесокомбината «Красный Октябрь» (улица 9 Января, 16) принадлежала её отцу, крестьянину Ивану Заморину. Здесь были покосы и ивняк. В 1905 - 1907 годах Заморин передал землю Балашовой. За эту землю он получил 50 или 70 рублей. Остальные остались за графиней. Вплоть до прихода советской власти Балашова по рассрочке ежегодно выплачивала крестьянину долг. С приходом Советской власти всё было национализировано.
Но вернёмся к 1910 году. 29 июля «в шести верстах от Перми... состоялось открытие лесопильного завода Е. А. Балашевой (по летописи В. Верхоланцева)». Графиня лес на завод завозила из собственных дач, которые находились в Оханском и Соликамском уездах. Её запомнили высокой, худощавой, красивой.
Рядом с заводом, среди болот, зарослей, кустарников и лесов было несколько крошечных деревень: Заостровка, Заболото, Новая деревня, Скандаловка. В каждой из них было несколько домов. За считанные годы население вокруг нового завода выросло до трёх тысяч человек.
Например, посёлок Заболото, располагавшийся когда-то недалеко от трамвайной остановки «Маргариновый завод», в 1926 году уже имел 31 дом и 150 жителей.
Новая деревня - это, по сути дела, заводской посёлок, возникший рядом со строящимся лесопильным заводом. В царские времена здесь жили жандармы. А когда Пермь заняли колчаковцы, то в Новой деревне у них было правление. Тут белые били плетьми партийных и сочувствующих, видимо здесь же их и расстреливали. Даже улица такая в Новой деревне была Жандармская, которую потом нарекли именем Степана Разина, а в 1940-е годы она стала Алтайской.
Отдалённый от центра посёлок стал ближе к цивилизации, когда в 1937 году к комбинату «Красный Октябрь» проложили трамвайную линию.
В 1920-е - 1940-е годы на карте города появился ещё один посёлок - Пролетарка, жителями которого были рабочие, живущие в насыпных домиках. Он располагался примерно на середине пути от железнодорожного тоннеля, через который проезжает трамвай, до маргаринового завода. В 1950-е - 1960-е годы была даже такая трамвайная остановка «Посёлок Пролетарский». Появились здесь и улицы: Вишерская, Озёрная, Трамвайная.
Первые дома на улице Озёрной, например, стали возводиться в 1920 году с использованием досок и брёвен от сломанного холерного барака. В бараке жили заболевшие красноармейцы, поступившие сюда из железнодорожных вагонов, которые отцеплялись на станции Пермь II. Умерших солдат отправляли на холерное кладбище, находившееся на дальней окраине маргаринового завода. Первой жительницей посёлка старожилы называют А. И. Костину, которая жила сначала в землянке, а потом построила себе домишко.
Ещё когда не было посёлка Шпального задолго до революции, там, где в 1928 году появилась улица Костянская (упразднена в 1990 году), был пруд, и протекала речка Светлушка. В этих местах было изобилие ягод, земляники, клубники, черёмухи, смородины. Сюда из города любили приезжать отдыхать и охотиться господа.
Первыми на Шпальном построили дома Петунины. Вторыми - на улице Чечерина (ныне - улица Шпальная) - стали Рубцовы. В 1914 году появились первые дома на улице Крестьянской. Раньше здесь были пахотные земли И. Л. Заморина из деревни Усть-Мулянка. Среди первых жителей этой улицы был И. К. Балмышев.
План расположения земель города Перми в посёлке Шпальном, выполненный в 1924 году землемером Поломожных, был весьма необычным и по тем временам даже можно сказать смелым. Автор проекта, в отличие от традиционных подходов к планировке, значительную часть территории в центре зарезервировал под спортивные сооружения и места отдыха, целые кварталы отвёл для училища, больничного городка, бани и других социальных объектов. Между тем, тогда, в середине 1820-х, Шпальный представлял собой посёлок из 56 дворов, в котором проживало 537 человек. Проект реконструкции и развития в те годы, видимо, по каким-то причинам осуществлён не был.
Несколько слов скажем о шпалопропиточном заводе, который до революции принадлежал частному предпринимателю ,а потом - Пермской железной дороге. От станции к заводу была проложена железнодорожная ветка. Производительность завода достигала 700 тысяч штук шпал в летний сезон (здесь работало летом до 40 рабочих, зимой оставалось 5 - 7 человек).
В 1986 году вследствие нерентабельности шпалопропиточный завод, который располагался вблизи трамвайного кольца маршрута № 3, был закрыт. Память о заводе сохранилась в названиях улиц Шпальная и Шпалопропиточная. Правда, на последней остались всего два шлакоблочных дома постройки 1958 года. А вот на Шпальной - ряд частных деревянных домов и каркасно-насыпные бараки 1914 года «рождения».
Примерно в 1930-х годах, а может быть, чуть раньше, там, где берёт своё начало улица Подлесная, на границе с Мулянкой был выстроен небольшой городок ОСОАВИАХИМа, состоящий из летних домиков. Здесь проходил подготовку младший командный состав. Курсанты осваивали военные дисциплины: стрельбу, метание гранат, «окопную» войну. Для отдыха и физической подготовки были построены волейбольная и городошная площадки. Этот военный городок, в котором ежегодно проходило переподготовку несколько сот человек, был снесён в 1980-е годы, когда начали строить дома по улице Подлесной.
В 1937 году для детворы посёлка была построена школа. Долгое время именно эта школа № 35 (улица Шпальная, 2) была единственной десятилеткой на огромный жилой массив. Только в 1951 году открыла свои двери школа № 86 (старый адрес - угол улиц Водопроводной, 95 и Уфалейской, 28; новый адрес - Парковый проспект, 27а).
Говоря о жизни Шпального после Великой Отечественной войны, необходимо упомянуть о кинотеатре «Заря». Он находился недалеко от сегодняшней автобусной остановки «Парковый проспект». Работал с 1950-х по 1970-е годы.
Второе рождение Шпального, точнее, образование Паркового, произошло в середине 1970-х годов, когда архитектор А. П. Загородников совместно с руководителем архитектурно-планировочной группы института «Пермгражданпроект» И. А. Плотниковой выполнили проект детальной планировки этого микрорайона.
В первую очередь, в районе ДКЖ была заложена большая магистральная теплотрасса. Она прошла по улице Переселенческой к первому микрорайону новой застройки и обеспечила его теплом. Все будущие микрорайоны должен был объединить проспект Ворошилова. Почти все старые улицы были использованы для внутрирайонных проездов или вообще перекрыты. Одновременно стали сносить старые дома на Шпальном.
Строительство велось с частичной подсыпкой местами заболоченной территории. Грунт для этих целей брали из реки Мулянка. Все шесть микрорайонов строились как самостоятельные, то есть в каждом предусматривалось всё необходимое для жизни и отдыха: детский сад, школа, торговый центр с магазинами, контора ЖЭК, столовая и бытовые службы (почта, сберкасса, аптека и так далее). Застраивался Парковый 9-16 этажными домами 97-й серии. Уже в 1976 году первые новосёлы въехали в новый многоэтажный панельный дом.

20 июля 1989 года Пермский горисполком вынес решение о переименовании проспекта Ворошилова в Парковый. Новое название проспекта указывало на принадлежность его к конкретной части города и поэтому это переименование поддержали многие жители микрорайона.

Здешний живописный сосновый бор, создающий прекрасный экологический фон, давно привлекает строителей для возведения санаториев, профилакториев и госпиталей. В начале 1970-х годов тут появился санаторий-профилакторий «Энергетик» (улица Встречная, 31). А в 1976 году строительно-монтажный трест № 7 построил санаторий-профилакторий «Сосновый бор» (улица Встречная, 35а). Городская курортная поликлиника с водогрязелечебницей (улица Встречная, 37) начала функционировать в 1984 году. Её хорошо знают не только те, кто там отдыхал, но и люди, которые ездят по открытому в 1998 году автобусному маршруту № 54 «Центральный рынок – Водогрязелечебница». И, наконец, в 1995 году государственная комиссия приняла в эксплуатацию возведённый строительно-монтажным управлением № 8 ОАО «Трест № 14» новый госпитальный комплекс для ветеранов войны. Главный корпус госпиталя – на улице Подлесной, 6 объединил в себе семиэтажное здание для стационарного лечения, трёхэтажную поликлинику и двухэтажный пищеблок.
По воспоминаниям старожила Перми Н. В. Киприяновой, коровы которых держали жители Черняевского посёлка, повадились ходить в ближайший лес. Чтобы оградить лес от посягательств домашних животных, в начале 1930-х годов полосу соснового леса площадью 692 гектара вдоль шоссе Космонавтов назвали Парковой дачей. И уже по генеральному плану застройки города, выполненному в 1938 году Ленгипрогором, на базе Парковой дачи предусматривалось создание центрального парка культуры и отдыха. Вновь к проекту создания парка вернулись в 1960-е годы. Разработкой проекта занимались проектный институт Мосгоркоммунхоза и «Пермгражданпроект» (архитектор И. А. Плотникова). В 1970-е годы парк, занимающий 162 гектара, начал принимать горожан, желающих отдохнуть. А в 1981 году восточная часть Парковой дачи – так называемый Черняевский лес – была внесена в список ботанических памятников природы Пермской области. Из примечательных событий, связанных с парком, надо отметить открытие в нём центра отдыха ветеранов (1997 год) и обсуждение вопроса о переносе (строительстве) в лесопарке Пермского зоопарка (2001 – 2002 годы).
Между тем первый раз о переносе зоопарка зашла речь в начале 1960-х годов, второй – в конце 1970-х. В 1980-х годах после длительной дискуссии о пяти возможных площадках была выбрана территория заболоченных участков на территории Черняевского леса, недалеко от ипподрома. Уже к 1978 году был готов план зоопарка. Строители даже успели построить 800 метров дренажного коллектора, начали строить канализационные и водопроводные сети. Затем финансирование было приостановлено.
Строительство на Парковом новых объектов не прекращается и последние годы. В 1999 году торжественно отрыто пятиэтажное новое здание УВД Дзержинского района (улица Подлесная, 49). Это первое в городе здание, специально спроектированное и построенное для районной милиции (главный инженер проекта Н. И. Виноградов, архитектор А. И. Петров). Упомянем ещё рая новостроек: шестнадцатиэтажный жилой дом по Парковому проспекту, 28 а (2001 год), 10-этажный кирпичный жилой дом по улице Подлесной, 15. автоцентр по улице Подлесной 47, А (2004) и др.
Как мы видим Парковый это одновременно и элитный пригород и динамично развивающийся жилой район. По существу сейчас это даже не два микрорайона, а целых шесть. Вот недавно появилось сообщение об освоении новых строительных площадок в микрорайоне Парковый IV (архитектор С. Ю, Апенышева).
Заостровка, которая упоминается ещё в переписи Елизарова в 1647 году, сейчас включает в себя два посёлка: собственно Заостровку и Усть-Мулянку, бывшую деревню, появившуюся вблизи Перми в конце XVIII века. Раньше на территории сегодняшнего микрорайона Заостровка располагались ещё Скандаловка и Демидовские печи.
Первыми жильцами и основателями Скандаловки были Матрёна Митрофанова и её муж Гарей Многоманов. Их дочь А. С. Митрофанова поведала в своих воспоминаниях, как появилось название деревни. Её отчим Гарей любил играть в орлянку в свободное время в период работ на строительстве железнодорожного моста через реку Каму. У него был очень крутой нрав, и он слыл справедливым в игре. Когда видел обман, то возмущался и лез в драку. Отсюда пошло его прозвище «Скандальный орёл» или просто «Скандал».
Вербовщики строителям моста жильё не давали и Гарей с семьёй облюбовали около Мулянки небольшой пригорок и договорились с крестьянами из Усть-Мулянки приобрести его за сходную цену. Новые поселенцы выкопали землянку, закрыли её выловленными из Камы досками.
Таким же способом они построили на будущей улице Республиканской баню по-чёрному, где врачевала Маша-татарка. Окрестные жители шли сюда со своими недугами в надежде получить исцеление.
В последующие годы рядом стали селиться другие строители камского моста, ожили пустыри Красавы. Соседи говорили: «Пойдём к Скандалу и Маше-татарке хворь выбивать». Так и закрепилось за этим пригорком и всей деревней название Скандаловка. Впоследствии многие жители деревни стали работать на Балашихинском заводе. В 1926 году дворов на арендованной земле стало уже 55, а жителей 445 человек.
В период НЭПа в посёлке на улице Республиканской находились две частные лавки, владельцами которых были Палкин и Мясников. «В 1929 году власти жестоко расправились с Палкиным, конфисковав его двухэтажный дом и всё домашнее имущество. Самого Палкина и семью арестовали без суда и следствия и направили в один из ГУЛАГов. Мясников, предчувствуя надвигающую беду, быстро закрыл свою лавку», - писал в 1993 году в газете «Вечерняя Пермь» Г. Ханжин, бывший житель Скандаловки. В 1933 году Скандаловку переименовали в посёлок Красный Октябрь.
Интересно отметить, что улица Физкультурников до 1936 года называлась Зелёная или Демидовские печи. Печи были построены на будущей улице в 1910 году.
Старожилам Демидовские печи запомнились тем, что в годы гражданской войны в них мучили коммунистов и сочувствующих. В 1926 году на этих землях был один двор с 78 жителями.
В Усть-Мулянке до революции земли принадлежали княгине Бутера ди Ридали и князю Голицину. Это была маленькая, в несколько домов деревня. В ней жили одни крестьяне. Жили они неплохо: у всех был скот, лошади. А на том месте, где в 1950-е годы построили кинотеатр «Темп», располагалась Балашихинская ящичная фабрика, пущенная в 1915 году. Кроме русских на ней работали пленные венгры, австрийцы, мадьяры. Фабрика принадлежала Е. А. Балашовой. Работало на фабрике 600 человек.
В 1920-е годы Заостровка имела 37 дворов и 155 жителей. Образование (семь классов) дети получали в школе № 15. Кстати в то время эта школа была единственной для всех близлежащих деревень и посёлков. В 1932 году появилось двухэтажное деревянное здание школы, и ребятня перешла учиться из неприспособленных помещений в более уютное здание. Позднее, когда школу с улицы Маяковской перевели на Парковый, это строение отдали под мужское общежитие. Школа № 34 в Заостровке появилась в 1950-е годы, когда вырос посёлок портовиков.
В начале 1930-х годов застраивались улицы Маяковского, 1-я и 2-я Колхозная (позднее ставшая улицей С. Есенина). Улицу Маяковского ещё называют улицей казённых бараков. А вот название Колхозной улицы связано с историей села Бым Кунгурского района. Когда в селе жить стало невмоготу, сельчане целыми семьями стали перебираться в город. Словно в насмешку люди, бежавшие от колхозного рабства, попадали снова… на колхозную улицу. Многоэтажки по Новоколхозной, Фоминской и другим улицам Заостровки возводились уже в 1970-х – 1990-х годах.
В 1950-х годах был построен грузовой порт Пермь. А чуть поодаль его - территория Мостоотряда № 123 (улица Фоминская, 51). За предприятием в 2005 году закрепили Красавинский мост, который, кстати, работники мотоотряда сами и строили. Новый мост стал самым большим в Прикамье и третьим по величине в России. Пока пущена только первая очередь моста – это три полосы движения, а длинна его 1,7 км. Мост позволил транзитному транспорту объезжать Пермь по западной окраине.
Если говорить о транспортном сообщении, то оно здесь неплохое. Первый автобусный маршрут Главпочтамт – Заостровка (№5) был отрыт в конце 1950-х. С 1960-х годов стал ходить автобусы под № 9 (Центральный рынок – порт Пермь). За конечной остановкой транспорта располагается небольшой пляж.
А в 1960-е – 1970-е годы в Заостровку на озёра Глубокое, Долгое, Источное и другие любители покупаться ездили на речном трамвайчике. Некоторые здешние озёра (Источное и Глубокое) используются и для рыбалки.
По паспорту 2000 года микрорайон Заостровка это 26 улиц, 46 муниципальных, 10 ведомственных, 314 частных домов и 1 ЖСК.

Согласно социально-экономического паспорта за 2000 год микрорайон Железнодорожный включает в себя 17 улиц: А. Павлова, Барамзиной, Боровая, В. Каменского, Гатчинская, Герцена, Гремячинская, Детская, Каслинский переулок, Локомотивная, Папанинцев, Парковый, Переселенческая, Углеуральская, Черепановых, 2-я Шоссейная и Энгельса. Структура жилищного фонда: муниципальных домов – 42, ведомственных – 99, частных – 5, ЖСК – 1.

В 1934 – 1935 годах кооператив железнодорожников построил при станции Пермь II рабочий посёлок. Посёлок стал именоваться Черняевским, поскольку председателем жилищно-строительного общества тогда был Степан Черняев, бывший стрелочник.
Как пишет в своей книге о пермских железнодорожниках «Дорога сквозь века» Г. А. Литовченко: «В 1937 году Черняев был репрессирован вместе с членами правления. Общество ликвидировано, средства общества конфискованы».
По сведениям старожилов в Черняевском посёлке было 29 домов (1 барачный, 2 каменных и ещё 26 деревянных). Сначала строили маленькие дома 2-х квартирные с огородом – их было примерно – 10. Потом стали строить двухэтажные многоквартирные дома на 16 семей. Квартиры в этих домах оценивались по-разному. Те, кто платил взнос пятьсот рублей, получал двухкомнатную квартиру на северной стороне дома, а те, кто шестьсот – на южной.
Сохранились ещё сведения, что в Черняевском посёлке до 1949 года жили военнопленные немцы. Кто-то из них строил дома, кто-то работал на телефонном заводе. И еще известно, что вплоть до 1952 года в бараках военнопленного городка располагался горный техникум.
Если пройтись по улицам посёлка, то ещё можно встретить дома довоенной постройки, деревянные (Энгельса, 10, 16, 17; Папанинцев,2; Барамзиной, 6, 15, 17; Боровая, 19) и шлакоблочные (Герцена, 7).
В 1950-е годы посёлок уже именуется Железнодорожный. Трудно себе представить, но ещё в середине XX века тысячи и даже десятки тысяч людей, желающих попасть в посёлок, могли воспользоваться только одной дорогой – переходным мостом через пути станции Пермь II. Необходимо было преодолеть сотню ступенек и скользкий дощатый настил моста, который часто не очищали ото льда.
Появилась надежда, что новая хорошая дорога, связывающая посёлок и улицу Гайдара (была такая ещё недавно между улицами Коммунистическая и Ленина), наконец-то появиться. Эту дорогу архитектор В. И. Пономарева заложила одновременно с проектом клуба железнодорожников. С вводом в действие в 1956 году ДКЖ решилась и проблема соединения посёлка с городом. А сами железнодорожники и члены их семей получили возможность культурно проводить время – смотреть фильмы, слушать концерты, заниматься в кружках художественной самодеятельности, танцевать на специально оборудованной для этого площадке.
В. И. Пономарёва из «Уралжелдорпроекта» является также автором проектов и других известных зданий в посёлке: общежития на улице Энгельса (1950 г.), бани по улице В. Каменского (1953 г.) и др.
В 1950-х и 1960-х годах жилья для железнодорожников строилось мало, а очереди были большие. Как рассказывал автору Ф.Ф.Филиппов, получивший в начале 1960-х годов квартиру по улице Папанинцев, 12, дом возводился силами жильцов: «Наш кирпичный двухэтажный дом был построен за два года. После работы – в выходные дни - мы трудились на этой стройке, которой руководили специалисты из НГЧ (дистанции гражданских сооружений). Отработали все по 450 часов. Зато не ждали квартиру десятки лет, как другие».
Социальной сфере железнодорожников тогда стали уделять больше внимания. В 1956 году была построена трёхэтажная школа № 29 (улица Боровая, 24а), а в 1962 году – главный трёхэтажный корпус железнодорожной больницы по улице Барамзиной. Новая больница стала крупнейшей среди других лечебных учреждений железных дорог Советского Союза.
Надо сказать, что существующие старые здания барачного типа здесь появились ещё в 1910-е годы, но к 1950-м годам они обветшали, поэтому резко стал вопрос о постройке нового здания железнодорожной больницы. Позднее рядом с больницей по улице Герцена,1 был открыт профилакторий на 100 мест.
На улице Барамзиной (бывшей Шоссейной) стоят и другие интересные здания. Так, неподалёку от больницы можно увидеть водонапорную (водоподъёмную) башню начала XX века. А в бывшем здании народного суда (улице Барамзиной, 38) в 1920-х – 1940-х годах была школа № 37 для железнодорожников. На этой же улице немного подальше от больницы стоит стела, установленная в 1978 году в честь 100-летия локомотивного депо. Перед зданием электродепо, построенном в 1945 году, установлён памятник с силуэтами пермских бронепоездов. Автор бетонного обелиска, на котором золотом сияют имена железнодорожников, погибших в годы гражданской и Великой отечественной войн, слесарь депо А. В. Петров.
Еще одно структурное подразделение Пермского отделения Свердловской железной дороги – механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ - до переезда на улицу Докучаева в 2000 году находилось по адресу: улицаЛокомотивная,18. В местной прессе уже писали, что на этой территории и соседнего товарного двора в скором времени будет построен новый автовокзал.
В микрорайоне есть два стадиона. Первый из них «Локомотив» сначала появился там, где теперь пересекаются улицы Попанинцев и В.Каменского (1940-е гг.), а потом в начале 1960-х годах он перебрался за ДКЖ (ул. Боровая, 32). Второй «Дзержинец» имеет адрес: улица Углеуральская, 23. В последнее время территория стадиона стала весьма привлекательна для инвесторов и строителей. Между тем еще в 1998 году по распоряжению администрации города земля эта была передана СК «Дзержинец» на 15 лет в аренду.
Один из самых оживлённых перекрёстков расположен рядом с ДКЖ. Здесь пересекаются автобусные маршруты №№ 9, 14, 23, 23, 25, 40, 54. А в конце 1950-х здесь ходил только автобус № 5 «Главпочтамт – Заостровка», ставший в 1960-е годы привычными теперь маршрутом № 9.

Виктор Семянников
Архив газеты "Районы. Кварталы. квартиры", 2007 год